Простые ответы на непростые вопросы

Редакция портала составила список наиболее сложных вопросов, касающихся реформы в сфере обращения с ТКО. Мы попросили дать на них ответы Владимира Фурсина, юриста в сфере ЖКХ и члена Экспертного совета при заместителе Губернатора Томской области по строительству и инфраструктуре, а также Михаила Сердюка, директора ООО «РЛЦ» и советника президента ассоциации организаций, занятых в сфере обращения с отходами.

Как часто должны вывозить мусор от многоквартирных домов?

Отвечает Владимир Фурсин

Согласно приложению № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений жилых домов и МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года, вывоз ТКО в домах осуществляется в тёплое время года (выше +5 градусов) ежедневно, в холодное время года – один раз в три дня. Вывоз крупногабаритных отходов осуществляется 1 раз в неделю. Вывоз строительных отходов региональный оператор осуществлять не обязан.

Кто должен устанавливать контейнерные площадки, осуществлять их содержание, производить их уборку?

Отвечает Владимир Фурсин

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме. Плата за организацию и содержание контейнерной площадки, за приобретение (взятие в аренду) контейнеров относится к услугам по содержанию жилого помещения и включается в состав платы за содержание жилья.

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки отходов в мусоровоз в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Кто обязан заключить договор с региональным оператором?

Отвечает Михаил Сердюк

Да все без исключения - организации, жители многоквартирных домов и индивидуальные домовладельцы.

Сегодня в большинстве случаев потребитель, рассматривая предложения различных специализированных организаций, выбирает поставщика услуги самостоятельно. А в случае, когда качество услуги по вывозу отходов потребителя не удовлетворяет, он может и сменить оператора, заключив договор с любой другой лицензированной компанией. А как этот вопрос будет решаться после появления регионального оператора? Сможет ли управляющая организация (УК, ТСЖ и т.п.) самостоятельно выбрать компанию, которая будет оказывать услугу по обращению с отходами?

Отвечает Михаил Сердюк

Нет, теперь все потребители должны будут заключить договор только с региональным оператором. Разумеется, часть объёма своей работы ему придётся отдать подрядчикам – из томских компаний сегодня ни одна не сможет обеспечить услугой всех потребителей Томска и Томского района своими собственными силами. Но подрядчики будут выбраны по конкурсу самим региональным оператором. Лоты для конкурса (те самые «объёмы работы») скорее всего будут сформированы по территориальному принципу: возможно, по административным границам районов, а возможно - по произвольному списку посёлков и улиц. Поэтому – увы, но ни выбрать себе поставщика услуги, ни повлиять на этот выбор потребитель больше не сможет. В случае неудовлетворённости качеством услуги ему придётся либо общаться с региональным оператором, либо жаловаться на него властям.

При заключении двустороннего договора на вывоз отходов с компанией-перевозчиком управляющая организация, договорившись с поставщиком услуги о её цене, самостоятельно (на общем собрании) определяла способ взимания платы с населения: из расчёта количества проживающих, или по числу квадратных метров. А как теперь региональный оператор будет начислять плату за новую коммунальную услугу - «обращение с твёрдыми коммунальными отходами»?

Отвечает Михаил Сердюк

Давайте разберёмся со структурой платы за услугу обращения с ТКО. Её первый элемент – это тариф регионального оператора, который по каждой операционной зоне не позднее декабря 2018 года определит Департамент тарифного регулирования Томской области. Тариф будет единым для всех потребителей и будет выражен в стоимости кубометра отходов, подлежащих сбору, транспортированию и утилизации. Вторым элементом начисления платы является норматив накопления отходов, утверждённый приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области для каждого муниципального образования. Например, в Томске и Томском районе этот норматив для жителей многоквартирных домов сегодня составляет 2,978 кубометра в год на человека. Для проживающих в индивидуальных жилых домах он немного меньше – 2,217 кубометра. Третий элемент платы – это количество проживающих по данному адресу.

Таким образом, плата за услугу по обращению с ТКО будет состоять из тарифа, умноженного на норматив накопления и на количество проживающих.

Сможет ли управляющая организация при заключении договора с региональным оператором договориться о снижении цены услуги, как это возможно сейчас?

Отвечает Владимир Фурсин

Нет, поскольку услуга по обращению с ТКО стала коммунальной, следовательно – подлежащей государственному регулированию. До тех пор, пока услуга оставалась жилищной, то есть договорной, её цена действительно определялась только соглашением между поставщиком услуги и её потребителем. В новых же реалиях тариф устанавливается органом государственной власти, и отступить от него ни в большую, ни в меньшую сторону региональный оператор не вправе.

Раз услуга по обращению с ТКО стала коммунальной, значит ли это, что на неё распространяются те же льготы, что и на другие коммунальные услуги?

Отвечает Владимир Фурсин

Да, совершенно верно. Для получения льгот соответствующим категориям граждан нужно будет обратиться в орган соцзащиты.

Сможет ли потребитель услуги по обращению с ТКО выбрать между оплатой по нормативу или по факту?

Отвечает Михаил Сердюк

Увы, такой возможности не предусмотрено. В многоквартирных домах даже физически невозможно определить, какой объём отходов принадлежит конкретному потребителю – ведь все 50 или 100 квартир выбрасывают мусор в один контейнер. В случае обслуживания частного жилого дома точный учёт отходов теоретически возможен, но на практике воплотить эту идею в жизнь очень сложно. Поэтому основой для формирования платы останется норматив – но он, по крайней мере, не «взят с потолка», а определён опытным путём многократных замеров в течение года.

Можно ли будет снизить тариф, если люди на своей контейнерной площадке разделяют мусор?

Отвечает Михаил Сердюк

Правительство Российской Федерации анонсировало возможность введения в 2019 году дифференцированного тарифа при раздельном сборе отходов. Однако будет ли эта возможность реализована – сегодня никто сказать не может. Дело в том, что порядок и правила раздельного сбора отходов в настоящее время законодательством вообще не регламентированы: нигде чётко не прописаны ни способы сбора, ни требования к местам сбора, ни даже перечень фракций отходов для организации их раздельного складирования. Сегодня компании, устанавливающие на контейнерных площадках всевозможные «сетки» для раздельного сбора отходов, определяют все эти составляющие самостоятельно. А среди этих компаний есть как операторы, оказывающие населению услугу по вывозу ТКО, так и организации, занимающиеся исключительно сбором «вкусного» вторсырья: само собой разумеется, что они находятся изначально в разных условиях. А с появлением института регионального оператора правовое положение «вольных сборщиков», и без того сомнительное, становится откровенно незаконным… В общем, в этом направлении вопросов пока больше, чем ответов. Поэтому надеяться на скорое появление дифференцированного тарифа я бы не стал.

Вопросы задавала Алёна Овсянникова, корреспондент «Томского ЭкоПортала»