Что меняется в государственной системе обращения с отходами?

Распоряжением Правительства России от 26.01.2016 № 80-р утверждена «Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года», в которой сказано, что целью государственной политики в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами является снижение антропогенного воздействия на окружающую среду за счёт увеличения объёма переработки и утилизации отходов.

Основным нормативным документом, регламентирующим обращение с отходами в Российской Федерации, является Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в текст которого в связи с проводимой реформой отрасли обращения с отходами был внесён ряд существенных изменений. Что же изменилось в основном «мусорном» законе?

1. Была изменена терминология. В настоящее время, в частности, употребляются следующие понятия:

твёрдые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

накопление отходов – складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

обработка отходов – предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

утилизация отходов – использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);

оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов;

региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (региональный оператор) – оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами – юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственником твёрдых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

2. Появился институт регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами:

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора.

Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет.

Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.

Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственниками твёрдых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, форма которого утверждается Правительством Российской Федерации.

3. С 1 января 2019 г. плата за обращение с твёрдыми коммунальными отходами будет являться платой за коммунальную услугу.

Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за обращение с твёрдыми коммунальными отходами.

Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами наступает при наличии заключённого соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и утверждённого единого тарифа на услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года (ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно ч. 8.1. ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 г. № 503-ФЗ) при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твёрдых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчёт этого размера платы.

В соответствии со ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за предоставление коммунальных услуг. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг.

Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Договор с каждым собственником, действующим от своего имени, заключается в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников.

4. Введена уплата производителями и импортёрами товаров экологического сбора

Экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Экологический сбор уплачивается производителями товаров и импортёрами товаров.

Средства в объёме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора расходуются посредством реализации государственных программ Российской Федерации в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование мероприятий региональных программ в области обращения с отходами.

Субсидии в приоритетном порядке предоставляются для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, обязанность по утилизации которых исполнена производителями товаров, импортёрами товаров путём уплаты экологического сбора, а также для выполнения инженерных изысканий, подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов обработки, утилизации отходов.

Условием предоставления субсидии субъекту Российской Федерации является наличие утверждённых региональной программы в области обращения с отходами и территориальной схемы обращения с отходами.

5. Введён поэтапный запрет на захоронение отходов, в составе которых есть полезные компоненты.

С 1 января 2018 г. введён поэтапный запрет за захоронение отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты. Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утверждён Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 г. № 1589-р.

6. Подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации.

Проектом предлагается плату за негативное воздействие на окружающую среду заменить экологическим налогом, соответственно установив для него категории налогоплательщиков, определив объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления и уплаты.

В Министерстве финансов России разъяснили, что сейчас взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду (платы за НВОС) обладает низкой эффективностью, из-за чего государственные экологические программы приходится финансировать из других статей бюджета. Введение же экологического налога, по мнению Минфина, позволит существенно увеличить природоохранные поступления.

Реализация перечисленных изменений в законодательстве требует оперативных и слаженных совместных действий региональных органов государственной власти и занятого в отрасли предпринимательского сообщества. Большинство предприятий «мусорной» отрасли в Томской области объединены в Ассоциацию организаций, занятых в сфере обращения с отходами. Сегодня главное для нас – сделать так, чтобы изменение системы обращения с отходами в нашем регионе проходило в плановом режиме, без потрясений и неприятных неожиданностей, чтобы наши потребители – как физические лица, так и предприятия и организации – продолжали получать качественную услугу по сбору и вывозу отходов.

Полина ОРДА,
заместитель директора
по правовым вопросам
ООО «АБФ Логистик»

Ход реформы