Бункер-накопитель

Томск - особенный город. Во всём, в том числе и в многообразии способов сбора и вывоза отходов.

У нас, наверное, каждый житель хотя бы раз в жизни видел стоящий во дворе здоровенный зелёный железный кузов, в который все кидают мусор. Нет ничего прекраснее и удобнее, чем, не дойдя до помойки несколько метров, раскачать пакет с мусором и – «раззудись, плечо, размахнись, рука!» – с силой швырнуть его, не боясь промазать мимо гигантского мусоросборника, который в среде профессионалов именуется бункером-накопителем.

История появления в Томске мусоросборников большого объёма началась более 10 лет назад. В далёком 2006 году восьмикубовые бункеры не просто стали новым веянием в сфере сбора и вывоза отходов – они явились призрачной надеждой руководства города реально изменить ситуацию в городской системе мусороудаления. Первые бункеры появились там, где раньше в ряд стояли по 8-10 металлических 0,75-кубовых контейнеров, и такая площадка представляла собой форменную свалку.

Первым предприятием, внедрившим бункерную технологию сбора отходов, было УМП «Спецавтохозяйство г. Томска». Закупленные муниципальным предприятием «рогатки» – ЗИЛы-бункеровозы – носились по городу, привозя на площадку пустой бункер, а с неё забирая полный. Руководство предприятия ликовало, надеясь на то, что на площадках наконец-то станет чище: ведь в этот мусоросборник можно выкинуть не только пакет с мусором, но и диван, а если сильно постараться – можно и целый сарай запихать. О технологическом преимуществе новых мусоросборников тогдашний руководитель САХа А.Э. Донслаф незамедлительно проинформировал жителей: «Тащите на площадки всё подряд – мы всё вывезем!» – и люди потащили.

Никто тогда особо не задумывался, что городская свалка возле Новомихайловки будет в скором времени закрыта, и поэтому мешать бытовой мусор с крупногабаритными отходами не стоит.

Не прошло и года с момента установки новых мусоросборников, когда не только жители городских многоквартирников, но и работники управляющих компаний, а также мелкие предприниматели, вывозящие разного рода хлам (да, те самые, кто «Вывоз мусора «газелями», быстро и недорого!») привыкли, что в бункер, кроме привычного бытового мусора, можно валить и строительные отходы, и ветки, и опавшую листву. А также очень удобно подъехать на «газели» и перекидать мусор из кузова прямо в бункер, ведь никто не возмутится: «мусорка» – она для того и «мусорка», чтобы в неё мусор выкидывать, не на землю же. Зато на полигон «газелисту» мусор клиента везти уже не придётся – САХ его сам вывезет, за бесплатно…

И тут вдруг в САХе наконец-то посчитали экономику и поняли, что возить бункеры с бытовыми отходами маленькими «рогатками» – удовольствие слишком дорогое. Намного эффективнее выгружать их в специализированный мусоровоз: ведь один такой трёхосный «Камаз» способен заменить четыре, а то и шесть «ЗИЛов»: за один рейс он способен «проглотить» мусор 8-12 бункеров.

Вот тут-то и проявилась проблема, что жителей уже научили складывать в бункеры все подряд. Ведь спецтехника, оснащённая прессом, предназначена только для бытовых отходов.

Что прикажете делать водителю мусоровоза, когда он приехал загрузить бункер, а в нём то диван, то чугунная ванна, то полтонны кирпича? Так всё, что мусоровоз не смог упрессовать, а водителю с грузчиком было по силам из бункера вытащить, стало складироваться в беспорядочные кучи возле мусоросборника.

Но эти трудности не заставили мусорщиков отказаться от удачной ёмкости для сбора отходов: к концу 2010 года бункеров в Томске было расставлено почти 1000 штук. Те, что стояли на контейнерных площадках для жилых домов, вывозились ежедневно, остальные – по определённой заказчиком периодичности.

Некоторых жителей бункеры не устраивали: в основном тем, что отходы из него раздувает ветром, что это корыто – большая кормушка для животных и птиц, а также тем, что водители мусоровозов для удобства загрузки часто вытягивают их с площадки, занимая драгоценные парковочные места.

Мусоровывозящие организации продолжали безуспешную борьбу с разгрузкой в бункеры предприимчивых «газелистов»-бизнесменов.

Выходом, предназначенным решить обе проблемы, стали бункеры закрытого типа, которые начали появляться на площадках, обслуживаемых компанией «АБФ Логистик», в 2015 году. Закрытый бункер с небольшими окошками под бытовые отходы, не позволял ветру раздувать отходы, и исключал возможность быстрой разгрузки «газели» непосредственно в него.

Казалось бы, проблемы решены, но всё оказалось не так просто: «газелисты» стали просто выгружаться рядом, закрывая своими коробками приемные отверстия. Прочие граждане следовали их примеру, думая, что мусор лежит рядом с бункером из-за его переполнения. И мусорщикам, выгрузившим наполовину заполненный бункер, приходилось собирать отходы с земли. Тем не менее, к настоящему времени компания «АБФ Логистик» установила на площадки порядка 80 таких бункеров.

Бункер-накопитель как ёмкость для сбора отходов стал в нашем городе очень популярным. Да, по желанию заказчиков какую-то часть бункеров заменили заглубленные контейнеры, где-то были построены контейнерные площадки с целой «батареей» евроконтейнеров… Но основной объем отходов, образующихся на территории г. Томска, сегодня вывозится именно из бункеров – тех самых «старых», появившихся в нашем городе в 2006 году.

На мой взгляд, идеальным назначением такого «старого» бункера может быть вывоз отходов со строительных объектов, или с объектов со смешанными отходами. Стоимость вывоза таких отходов всегда выше, чем обычных бытовых, по двум причинам:

  • они намного тяжелее бытовых, а полигон принимает отходы по массе;
  • машина за один рейс везёт не 70 м3 отходов, а не больше 8 м3.

Тем не менее, даже с учётом этих двух причин вывоз отходов бункером должен быть дешевле, чем самосвалом – потому что в оплате за услугу не будет «цены ожидания».

Представьте – к вам приехал самосвал и вы загрузили в него всё, что захотели. Здорово ведь? Так вот, бункер – это и есть кузов такого самосвала, только бункеровоз не стоит и не ждёт, пока вы его загрузите, а, оставив вам кузов, едет на другой адрес и работает дальше. И забирает его у вас через определённое время уже загруженным. То есть, один бункеровоз может обслужить больше заказчиков, чем самосвал, из-за чего и цена услуги должна быть ниже.

Вот только частники на самосвалах за вывоз мусора зачастую берут с заказчика меньше денег, потому что везут отходы не на полигон, а кто куда – кто в лес, а кто посмелее – вываливает прямо в городе на площадку, где стоит бункер для сбора отходов от жителей. Но это – «экономия на нарушениях закона», о чём заказчикам стоит задуматься.

Итак, подведём итог: бункер как мусоросборник – вариант неплохой; просто для бытовых и строительных отходов бункеры должны быть разные.

Павел ВОЛОДИН
директор ООО «Актиния»

Способы и технологии мусороудаления