13:00
Будни маленькой «Актинии»

Будни маленькой «Актинии»

 

«Всяк отход знай свой подход» или история о важной и нужной работе трудолюбивого микропредприятия

Тёплый летний день. Стоя неподалеку от ЦУМа, я жду, когда подъедут на своём мусоровозе ребята из «Актинии». Я и не подозревала, что существует «мусорная» спецтехника, практически незаметная среди прочих машин – ведь оранжевые гиганты САХа всегда сразу бросаются в глаза… А ещё я никогда не задумывалась, куда, когда и как выбрасывают мусор все эти кафе и магазины на проспекте Ленина. Ведь не стоят же контейнеры на «красной линии», да и в тесных дворах под арками их тоже не видно. Оказалось, что ООО «Актиния» как раз и специализируется на обслуживании таких вот «нестандартных» клиентов – у которых либо поставить контейнер не представляется возможным (из соображений соблюдения санитарных норм, недостаточной площади прилегающей территории или затруднённого подъезда), либо объём отходов для обычного контейнера ничтожно мал, но существует обязательное требование по их ежедневному вывозу. Такие объекты «Актиния» обслуживает евроконтейнерами малой ёмкости или даже бесконтейнерным способом – непосредственным заездом на объект, забирая мусор в мешках. И, разумеется, использует для этого малогабаритную технику. Вот она, кстати, и подъезжает – значит, ответов скоро станет больше, чем вопросов.

img/1_akt.jpgОбслуживание объекта бесконтейнерным способом

Выкрашенная в белый цвет машина «Актинии» намного меньше привычных глазу мусоровозов. В просторной трёхместной кабине двое: водитель Сергей и грузчик Виталий. Парни в хорошем настроении – и погода радует, и на дороге всё спокойно. Чуть слышно, как поскрипывает машина, наезжая на кочки и ямы. Буквально через пять минут мы останавливаемся: приехали к новой «точке», которых за смену бывает до сотни.

Однако въехать на объект мы не можем – сломан шлагбаум. Сергей звонит руководству, описывает ситуацию. Выслушав ответ, кивает головой: «Всё, сегодня у них мусор не забираем».

«Запаривает возвращаться обратно на другой конец города, если что-то такое случается. Ладно – шлагбаум, а бывает, что охранник где-то ходит или ключи забыл. А, когда мы не вывозим, некоторые клиенты потом на принцип идут, претензии предъявляют. Но я считаю, что это они должны создавать такие условия, чтобы мы не ждали», – говорит Сергей.

img/2_akt.jpgВодитель Сергей

Действительно, ждать мусорщикам некогда, ведь по маршруту ходит лишь одна машина. «Актиния» – микропредприятие, в котором работают всего-то 5 человек. Многие клиенты этой небольшой компании – столь же небольшие бизнес-объекты: точки общепита и торговли, парикмахерские, офисы малых предприятий… И такое соответствие кажется не только неслучайным, но даже символичным.

Я подсела к ребятам в машину около 11 часов утра, однако их рабочий день начался ещё до рассвета. Чтобы вывезти мусор с участков, где днём стоит столько машин, что и человеку не протиснуться, лучше приезжать ночью. Работникам многих заведений города очень удобно выставлять у входа контейнер с мусором сразу после ночной смены и спокойно идти домой, зная, что отходы скоро вывезут. Спланированный график позволяет клиентам избавляться от мусора так часто, как им нужно, а использование евроконтейнеров малой ёмкости избавляет мусорщиков от необходимости загружать мусор вручную, а также ждать, пока им откроют двери на объект.

Однако, чтобы выехать на маршрут в 3 часа ночи, Сергею и Виталию нужно вставать на час раньше и самостоятельно добираться на своих машинах до стоянки.

«Я ложусь спать часов в 7-8 вечера. А так, вообще, когда захотел, тогда и лёг. Мне, чтоб выспаться, хватает двух-трёх часов – так я привык ещё в армии. А порой и не поспишь, а уже надо ехать. Но главное – чтобы внутри было побольше позитива», – рассказывает Сергей.

Виталий говорит, что ложится всегда по-разному. Сергей в шутку добавляет, что напарник, наверное, вообще иногда ночует в машине. Обычно их рабочий день заканчивается около 15-16 часов в Зелёных горках. Работают парни посменно: с таким графиком, говорят, успеваешь отдохнуть и даже надоесть родным.

Сергей пришёл в «Актинию», поскольку его устроили предложенные зарплата и график работы. Эту маленькую вёрткую спецмашину он водит уже почти год, а до этой работы, закончив школу, он водил КАМАЗ, зарабатывая на вахтах. Виталий же по образованию слесарь-инструментальщик, но случилось так, что по специальности ему работать ни разу не пришлось: он работал в грузотакси, а потом водил самосвалы TATRA, перевозя грунт, песок и гравий.

Руководит «Актинией» уже четвёртый год Павел Сергеевич Володин – молодой предприниматель лет тридцати на вид, в удобной и неброской повседневной одежде. Он спокоен и несуетлив. Пока мы беседуем, он периодически отвечает на звонки и общается с коллегами и посетителями. На его рабочем столе нет ничего лишнего: компьютер, стопка документов, канцелярия, телефон. О своей компании Павел рассказывает подробно и обстоятельно: когда он особо увлекается, можно заметить, как блестят его глаза.

img/vps_akt.jpg                                                                                   Директор ООО «Актиния» Павел Володин

Окончив ТПУ по специальности «Оптимизация систем управления», Павел сперва занимался предпринимательством, а в 2010 году устроился в томское «Спецавтохозяйство» – по рекомендации отца, с 2005 года работающего водителем мусоровоза. Работал мастером Службы эксплуатации, затем исполнял обязанности её начальника. Когда была создана компания «АБФ Логистик», перешёл работать туда заместителем директора по производству.

ООО «Актиния» как юридическое лицо существует с 2012 года, но нынешние владельцы приобрели её двумя годами позже, когда собственник изъявил желание продать компанию. Уже тогда «Актиния» реализовывала концепцию обслуживания клиентов бесконтейнерным способом малогабаритным транспортом, но специализированной техники не имела, используя приспособленную: в качестве машин-сборщиков по двум маршрутам ездили китайские грузовички «Бау Тоник», а в резерве имелась «Газель».

Так что, покупка малогабаритного мусоровоза, на котором я прокатилась, для нынешней «Актинии» стала своеобразной точкой бифуркации. Павел рассказывает, что, когда новые владельцы принимали решение купить компанию, их привлекала её узкая специализация по обслуживанию юридических лиц и отсутствие задолженности по платежам клиентов. Однако уже через несколько месяцев после покупки возникла проблема – в отсутствие квалифицированных специалистов по ремонту и эксплуатации практически вся техника компании в одним момент «встала колом».

«Надо было выходить из ситуации. С момента покупки прошло 5 месяцев. Можно было закрыться и сказать, что больше мы этим заниматься не будем. Но в силу того, что у меня был достаточно большой опыт, а ещё желание доказать и себе, и коллегам, что будет правильнее вывозить мусор специализированной техникой – мы продолжили», – рассказывает Павел.

Проанализировав рынок по продаже техники, Павел нашёл машину, отвечающую потребностям компании – с оборудованием Zoller от немецкого производителя и с возможностью непосредственной перегрузки из неё отходов в большой транспортный мусоровоз. Машина была в наличии и стоила 3,9 млн рублей. Для маленькой компании с едва миллионной выручкой это были существенные деньги. Но лизинговый взнос был собран и 1 января 2015 года новая машина вышла на маршрут. С тех пор она не простаивает ни дня – её ремонт и обслуживание проводятся в ночное или вечернее время. Она может работать с разными типоразмерами евроконтейнеров – от 120 до 1 100 литров. Как утверждает Павел, у нас во всём городе есть лишь три мусорных машины, навеска которых не ломает евроконтейнеры – все остальные не могут их обслуживать, не испортив. За 3 года компании удалось полностью выплатить лизинговый платёж.

img/3_akt.jpg

Загрузка отходов из контейнера

Я спрашиваю у водителя, насколько удобна машина в управлении.

«Хочешь, дам попробовать? – подшучивает Сергей. – Для меня нет разницы – что КАМАЗ, что эта. Свободно пересаживаюсь с неё на КАМАЗ или «газик», ко всем уже привык до такой степени, что и в своей личной машине не ощущаю разницы».

Ближе к обеду становится совсем жарко. Музыку в машине ребята не слушают, в основном травят анекдоты и болтают обо всём понемножку – от погоды и спорта до политики и секса. Часто темы для разговоров возникают из ситуаций на дороге. «В общем, с нами весело», – подводит итог Сергей.

Сложнее всего работать зимой, когда всё заметено, особенно по утрам – снега может быть по колено, и Виталию приходится расчищать путь до контейнера лопатой.

«Замерзать не успеваешь. Зато тренировка: здесь тебе и кардионагрузка, и силовая – бывает, и набуксуешься, и натолкаешься... Короче, готов ко всему», – смеётся Виталий.

img/4_akt.jpg

Грузчик Виталий 

Пока едем от одного объекта к другому, я прошу Сергея порассуждать, какие качества нужны при работе на мусоровозе.

«Амбициозных ребят с характером много приходит. Тем не менее, каждый ищет своё: кто-то остаётся, кто-то увольняется. В первую очередь нужно быть спокойным, нормальным адекватным человеком. Ездишь ведь за рулём. Везде пробки, все на нервах. Где-то надо подождать, где-то поторопиться. Водителю прежде всего нужно быть спокойным, воспринимать происходящее естественно. Сам порой заводишься, с кем не бывает. Я знаю, что я прав, сдержать себя могу. Бывает, и покричишь – но ты же мужик…»

Но, если непосредственно на маршруте важны одни качества, то в управлении компанией главными становятся совсем другие. Хоть в «мусорной» отрасли конкуренция и не слишком велика, но она есть, и любой компании нужно стараться создать себе положительную репутацию.

«Для меня в какой-то момент стала важной даже не столько сама услуга: вот, мол, мы вывозим мусор, мы молодцы… Моим приоритетом стала работа с клиентом, выстраивание отношений. Как-то был случай: звонит исполнительный директор одной фирмы, говорит, у них такая проблема – надо вывезти пенопласт, демонтированный при ремонте крыши. А он ведь очень объёмный, да и по сути не отход – его принимают на вторичную переработку. И я этим вопросом занялся: не потому, что хотел денег на нём заработать, мне больше для себя было интересно найти решение проблемы. Ведь 500 кубов пенопласта – это примерно как площадь стадиона. Вывезти его на полигон – будет сумасшедшая стоимость: по захоронению дёшево, потому что лёгкий вес, зато по транспортировке дорого. Именно из-за объёма – его пришлось бы не один день возить. И я тогда нашёл людей, которые занимаются переработкой пенопласта – они приехали и сами забрали его бесплатно. И теперь по каким-то следующим запросам, связанным с вывозом любых отходов, будь то ртутные лампы, строительные отходы или снег, тот директор звонит мне. Я стремлюсь с каждым клиентом наработать именно такие отношения. В нашем городе отношения играют ключевую роль, клиент должен выиграть – тогда выиграю и я», – рассказывает Павел.

Именно благодаря такому подходу Павел Сергеевич не особо озабочен переменами, которые произойдут в «мусорном» бизнесе с 1 января 2019 года, когда начнут работать региональные операторы. Чтобы получить от регионального оператора какой-то объём на подряд, нужно будет помочь ему наладить работу. Павел не считает обидным «всё отдать регоператору»: закон законом, а знакомства, как и люди, останутся прежними. Он уверен, что компания продолжит работать, но как именно поменяется структура работы и состав клиентов, никто сейчас не может предсказать. Хотя предположения, конечно, есть. Пока в планах «Актинии» покупка нового мусоровоза с навеской для всего многообразия евроконтейнеров – на этот раз большого объёма, поскольку стоимость больших и малых мусоровозозов практически одинакова, а производительность у «великана» выше. Ведь адресов, труднодоступных для больших машин, на самом деле не так уж и много. Когда за контейнерами будет приезжать большой мусоровоз, себестоимость процесса станет гораздо ниже.

Работа Павла Володина, как оказалось, тесно связана и с его личной жизнью:

«Моя жена работает в этой же сфере. Мы, когда только начинали дружить, вместе по вечерам проводили объезды контейнерных площадок. Но и в рестораны, и в театр тоже ходили, конечно. Она абсолютно нормально относится к моей работе. Сначала было сложно, что мне приходилось иногда выходить на работу в 3 часа утра – контролировать выезд техники, но сейчас мы уже привыкли. А заняты мы по 24 часа семь дней в неделю, все 365 дней в году. Мы живём этим. Понятно, что есть родители и друзья, бывают отпуска и поездки, но мы всегда на связи, и всегда ответим. И будем решать возникшую проблему».

В кабине мусоровоза я решилась спросить Сергея и Виталия, гордятся ли они своей работой. Первым ответил Сергей:

«Я – да. Мне нравится, что я могу делать то, что другие не могут. Что делаю что-то полезное. Суть в том, что я очищаю от маленьких паразитов наш маленький городишко. Я могу выйти из подъезда, увидеть мусор на земле, подобрать и выбросить, куда положено. Для меня это нормально. Я воспитан так. Не будь этой работы, была бы другая, но ничего не изменилось бы».

«Я не горжусь, но меня всё устраивает», – произносит Виталий. И эту его позицию я тоже вполне понимаю.

Мы приехали на перегрузку. За день их бывает четыре или пять. Сейчас отходы из кузова нашего «малыша» напрямую перегрузятся в большой транспортный мусоровоз компании-партнёра: именно он повезёт затем эти отходы на сортировочный комплекс или на полигон. Возможность такой перегрузки на любой удобной площадке предусмотрена конструкцией обоих мусоровозов. Таким образом, мусоровоз-сборщик «Актинии» пределов города не покидает: сейчас он, быстро «отдав» собранные отходы «большому брату», вновь помчится забирать отходы у следующего клиента. Виталий достаёт сигарету.

- А ты не куришь? – спрашивает меня Сергей.

- Нет.

- И я не курю, – улыбается Сергей. – И ты не кури! – бросает он Виталию, и мы вместе выходим из кабины.

img/5_akt.jpg

В процессе перегрузки отходов

Под ровный гул моторов и тихий лязг специального оборудования мусор из нашей машины постепенно «переползает» в приёмный бункер большого мусоровоза с логотипом «АБФ Логистик» на борту. Весь процесс занимает минут десять, включая обязательную уборку площадки перегрузки «под метлу». Теперь наш мусор отправится на сортировочный комплекс, где над ним ещё немало потрудятся. Но это уже будет другая история.

Алёна Овсянникова

Категория: Трудом и знанием | Просмотров: 283 | Добавил: admin | Теги: актиния, Мусорные компании
Всего комментариев: 0
avatar